На главную Напишите нам Карта сайта
Главная » Интересные статьи о СРО » Особенности саморегулирования кредитных кооперативов

Особенности саморегулирования кредитных кооперативов

С 2009г., согласно принятых Государственной Думой законов (N 315-Ф3 от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях» и N 190-ФЗ от 18 июля 2009 г. «О кредитной кооперации»), в структуре российской кредитной кооперации появилась новая единица, подразделение в виде СРО – саморегулируемых организаций. Эти организации являются объединениями кредитных кооперативов; призваны контролировать и регулировать деятельность своих членов, а также представлять и защищать их интересы. Контроль и надзор над ними осуществляется уполномоченными федеральными органами государственной исполнительной власти.

В разрез с кооперативным духом

49674380_2 Изначально идея создания СРО в кредитной сфере вызвала недовольство со стороны многих действующих кооперативов. Еще на этапе рассмотрения Госдумой соответствующих законопроектов, в 2007-2008 гг., кредитные организации выступали резко против них. По мнению специалистов, это было вызвано тем, что кооперативы, организованные по принципу добровольного членства, не могли принять насаждение, навязывание им со стороны государства института саморегулируемых организаций. Принудительное создание СРО, обязательное вступление в них, госконтроль над ними расходились с духом и самим понятием кооперативной демократии. Кроме того, «содержание» СРО, обеспечение их деятельности, с принятием законов, были бы возложены на их членов. Это также не нравилось кредитным организациям. Ведь дополнительные расходы отвлекли бы ресурсы из хозяйственного оборота и сократили выдачу займов.

Но необходимость организации саморегулирования в кооперативной сфере была очевидна. Многие отношения, возникающие между кредитными организациями, кредитными кооперативами и другими правовыми субъектами, находились за рамками существующих норм и действующих законов. Их нужно было кому-то и как-то регулировать. А СРО в этом плане уже показали свою эффективность – к 2009г. они функционировали, разрешали спорные вопросы, обеспечивали нормальную работу кооперативов в сельском хозяйстве и строительстве. Положительный опыт деятельности саморегулируемых организаций в конечном итоге привел к принятию закона «О кредитной кооперации», в котором четко прописаны условия создания, членство, права и обязанности СРО кредитных кооперативов (Глава 7, ст. 35-39).

Саморегулирование и государство как регулятор в кредитной кооперации

Саморегулирование, действующее сегодня в российской кредитной сфере, схоже с устройством саморегулирования в других областях, но имеет ряд существенных и отличительных особенностей.

Общие черты:

  1. Саморегулирование кредитных кооперативов, так же, как и в строительстве, и в с/х, оформлено институционально, в виде СРО.
  2. СРО могут иметь свои представительства и филиалы.
  3. СРО кредитных кооперативов устанавливают и определяют стандарты, правила и нормы в области отношений между своими членами, осуществляют контроль за их соблюдением и применяют в случае необходимости меры воздействия на своих членов вплоть до исключения их из организации.
  4. Указанные стандарты, правила и нормы саморегулируемых отношений носят обязательный характер для кредитных кооперативов, вступивших в СРО, и только для них. На другие организации, а также на членов иных СРО они не распространяются.
  5. Объектами правовых, экономических и финансовых отношений СРО являются отношения между ними и их членами, а также между самими членами одной организации.
  6. Функции СРО четко определены и отделены от функций других кредитных организаций – союзов, объединений, ассоциаций и т.п.
  7. Деятельность СРО кредитных кооперативов регулируется соответствующим Федеральным законом (в данном случае законом «О кредитной кооперации», в с/х - это закон «О сельскохозяйственной кооперации»), а также законодательством РФ (закон «О саморегулируемых организациях»).

Отличительные черты:

  1. Особенная финансовая деятельность кредитных кооперативов позволяет им принимать решения, выходящие за область регулирования СРО. Это могут быть – вопросы самоуправления, финансовая взаимопомощь членам, взаимная субсидиарная ответственность кооперативов по обязательствам организации. В этом смысле, каждый член СРО и вся система кредитной кооперации одновременно являются саморегулируемыми организациями, сосуществуя друг с другом и действуя вместе и/или параллельно.
  2. СРО кредитных кооперативов имеют возможность решать вопросы системного характера путем создания дополнительных органов – гарантийных, компенсационных фондов или организаций кооперативного аудита. Первые защищают денежные средства членов СРО и не допускают случаев их неплатежеспособности. Вторые – проводят регулярный мониторинг состояния платежеспособности кредитных кооперативов. Совместная деятельность СРО с дополнительными органами позволяет поддерживать развитие членов организации на должном уровне, обеспечивать их финансовую устойчивость и надежность в условиях кризиса или непредвиденных форсмажорных обстоятельствах.

Следует отметить, что в кредитной сфере России четко разграничены области само- и государственного регулирования, как частное и общее одного целого. Так, СРО кооперативов решают вопросы, касающиеся только их членов, обеспечивая их деятельность, устойчивость и надежность. Государственное регулирование, напротив, решает общие вопросы обеспечения устойчивости и надежности всего кредитного сектора. СРО не используют методы принудительного административно-правового воздействия на кооперативы, т.е. не могут привлечь их к какой-либо ответственности за нарушения законов РФ. В их полномочиях – санкции, предусмотренные только за нарушения правил и стандартов СРО. Органы же государственной власти вправе привлекать кредитные кооперативы к административной и уголовной ответственности в случае нарушения ими норм действующего законодательства, независимо от их принадлежности к тому ли иному СРО.

Саморегулируемые организации выполняют дополнительные и вспомогательные функции по контролю и обеспечению работы кредитных кооперативов, предоставляя им определенные услуги. Государство же услуг не предоставляет, а выступает регулятором их деятельности.

банер эксперт