На главную Напишите нам Карта сайта
Главная » Какие бывают СРО » СРО Управляющих компаний

СРО Управляющих компаний

Жилищно-коммунальное хозяйство в течение многих лет является ахиллесовой пятой большинства регионов и муниципальных образований. Принятие в конце 2004 года нового Жилищного кодекса позволило муниципальным властям снять с себя ответственность за содержание и обслуживание частного жилья, однако в целом не только не решило существующих, но и привело к возникновению ряда новых проблем. 

Проблемы СРО управляющих компаний

Кроме традиционной проблемы недостатка финансирования ситуация усугубляется отсутствием сложившейся прозрачной и понятной системы управления в отрасли. Немаловажным фактором становится и большое количество субъектов, чьи интересы затрагиваются при обсуждении будущего сферы ЖКХ:

  • органы государственной власти и муниципального управления,
  • управляющие компании,
  • товарищества собственников жилья и непосредственно жильцы, являющиеся конечными потребителями услуг. 

Одним из основных положений концепции реформирования сферы ЖКХ является развитие института саморегулируемых организаций. С момента вступления в силу Федерального Закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в России появляется все больше некоммерческих партнерств, выполняющих функции СРО в отрасли ЖКХ.

На сегодняшний день членство в саморегулируемых организациях не является обязательным для компаний, планирующих работать на рынке ЖКХ. В отсутствие отраслевого закона, регламентирующего обязательность вступления в СРО, деятельность субъектов отрасли регламентируется следующими законодательными актами:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации
  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

Стимулом к развитию товариществ собственников жилья стало вступление в законную силу вышеупомянутого Федерального закона № 185-ФЗ: одним из требований к рассмотрению заявок на выделение средств из фонда было создание некоммерческой организации, объединяющей собственников жилья (ТСЖ). Однако лавинообразное появление таких партнерств повлекло за собой необходимость мониторинга, регулирования и контроля их деятельности, что практически невозможно с учетом их численности. Именно поэтому правительством и крупными игроками рынка ЖКХ была сделана ставка на создание системы СРО. 

 Кроме этого, по мнению многих экспертов, регулирование отрасли посредством создания и развития института СРО позволит очистить рынок от недобросовестных игроков, демпингующих ценами на услуги и затем пропадающих с деньгами жильцов, приобрести доверие собственников жилья к управляющим компаниям и повысить эффективность работы в области ЖКХ в целом.

С другой стороны за счет внедрения жестких правил и стандартов приема и членства, будет повышена социальная ответственность управляющих компаний. 

В то же время на пути совершенствования и развития механизма регулирования отрасли посредством СРО все еще остается немало проблем. Одним из препятствий на пути создания саморегулируемой организации может оказаться требование к минимальному числу членов - если для крупных городов объединение двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности (требование Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях») не проблема, то для небольших муниципальных образований - подчас невозможно из-за отсутствия достаточного числа управляющих компаний в городе или поселке. Эксперты видят решение этой проблемы в создании региональных партнерств, однако эффективность подобных организаций регионам еще предстоит проверить на собственном опыте.

Серьезным тормозом на пути введения обязательности СРО в сфере ЖКХ являются опасения о монопольных сговорах, способных привести к росту тарифов для населения, однако большинство экспертов склоняются к тому, что при надлежащем двустороннем контроле (внутри СРО и со стороны государственных регулирующих органов) данная проблема не возникнет.

Мнение о том, что развитие стандартов членства в СРО будет препятствовать существованию малого бизнеса в регулируемой отрасли, отчасти обосновано: действительно, у крупных компаний больше возможностей доказать свою надежность и гарантии жильцам домов, находящихся в управлении. В то же время, получив право работать вместе с крупными компаниями, небольшое предприятие приобретает возможность стать таким же эффективным и успешным. Тот факт, что несмотря на отсутствие требований к обязательности членства в СРО, ежемесячно возникают все новые партнерства, свидетельствует о том, что будущее саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ довольно перспективно.

см. также

банер эксперт